Право хозяйственного
ведения и право оперативного управления составляют особую разновидность
вещных прав, неизвестную развитому законодательству. Это - вещные права
юридических лиц по хозяйственному и иному использованию имущества собственника.
Они призваны оформить имущественную базу для самостоятельного участия в
гражданских правоотношениях юридических лиц-несобственников, что невозможно в
обычном, классическом имущественном обороте.
Появление и сохранение этих вещных прав в российском праве
связано с существованием планово-регулируемой, государственной экономики.
Государство как собственник основной массы имущества, будучи не в состоянии
непосредственно хозяйствовать с принадлежащими ему объектами и одновременно не
желая утратить на них право собственности, объективно было вынуждено выпускать
в имущественный оборот самостоятельные юридические лица, предприятия и
учреждения, закрепляя за ними свое имущество на ограниченном вещном праве. С
60-х годов это право стало именоваться в СССР правом оперативного управления, а
впоследствии в законах о собственности было разделено на более широкое по
содержанию право полного хозяйственного ведения, предназначенное для
производственных предприятий, и более узкое право оперативного управления - для
госбюджетных и аналогичных им учреждений.
Участниками нормальных рыночных отношений всегда являются
собственники, самостоятельно распоряжающиеся своим имуществом, граждане,
включая индивидуальных предпринимателей, товарищества и общества, кооперативы и
т. д. Сохранение в нашем имущественном обороте предприятий и учреждений, не
являющихся собственниками имущества, свидетельствует о его переходном
характере, обусловленном, в свою очередь, переходным характером самой
экономики, неизбежно, но временно и в модифицированном виде сохраняющей определенные
элементы прежней, государственной хозяйственной системы. К числу таких
элементов относятся и вещные права, такие как право хозяйственного ведения и
право оперативного управления.
Субъектами прав хозяйственного ведения и оперативного
управления могут быть только юридические лица и притом не любые, а лишь
существующие в специальных организационно-правовых формах предприятия и
учреждения.
Субъектом права оперативного управления могут быть как
унитарные (казенные) предприятия (ст. 115 ГК), принадлежащие к категории
коммерческих организаций, так и учреждения (ст. 120 ГК), относящиеся к
некоммерческим структурам, а также предприятия, принадлежащие частным
собственникам. При этом учреждения могут создаваться как государственными и
муниципальными образованиями, так и другими, например, частными собственниками
- гражданами и юридическими лицами. Они в определенных рамках могут заниматься
и приносящей доходы деятельностью, что влечет появление у них особого права на
полученное таким образом имущество, которое также можно определить как право
хозяйственного ведения в соответствии с п. 2 ст. 298 ГК.
Различие прав хозяйственного ведения и оперативного
управления состоит в содержании и объеме правомочий, которые они получают от
собственника на закрепленное за ними имущество. Право хозяйственного ведения,
принадлежащее либо предприятию как коммерческой организации, либо учреждению,
осуществляющему разрешенную ему собственником предпринимательскую деятельность,
в силу этого является более широким, нежели право оперативного управления,
которое может принадлежать либо некоммерческим по характеру деятельности
учреждениям, либо казенным предприятиям.
Согласно ст. 295 ГК собственник имущества, находящегося в
хозяйственном ведении, в соответствии с законом решает вопросы создания
предприятия, определения предмета и целей его деятельности, его реорганизации
и ликвидации, назначает директора (руководителя) предприятия,
осуществляет контроль за использованием по назначению и сохранностью
принадлежащего предприятию имущества.
Собственник имеет право на получение части прибыли от
использования имущества, находящегося в хозяйственном ведении предприятия.
Предприятие не вправе продавать принадлежащее ему на праве
хозяйственного ведения недвижимое имущество, сдавать его в аренду, отдавать в
залог, вносить в качестве вклада в уставный (складочный) капитал хозяйственных
обществ и товариществ или иным способом распоряжаться этим имуществом без
согласия собственника.
Остальным имуществом, принадлежащим предприятию, оно
распоряжается самостоятельно, за исключением случаев, установленных законом или
иными правовыми актами.
Казенное предприятие, а также учреждение в отношении
закрепленного за ними имущества в соответствии со ст. 296 ГК осуществляют в
пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности,
заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и
распоряжения им в соответствии со ст.297 ГК:
· Казенное предприятие вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться закрепленным за ним имуществом лишь с согласия
собственника этого имущества.
· Казенное предприятие самостоятельно реализует
производимую им продукцию, если иное не установлено законом или иными правовыми
актами.
Порядок распределения доходов казенного предприятия
определяется собственником его имущества.
Порядок распоряжения имуществом учреждения определяется в
ст. 298 ГК. Учреждение не вправе отчуждать или иным способом распоряжаться
закрепленным за ним имуществом и имуществом, приобретенным за счет средств,
выделенных ему по смете.
Если в соответствии с учредительными документами учреждению
предоставлено право осуществлять приносящую доходы деятельность, то доходы,
полученные от такой деятельности, и приобретенное за счет этих доходов
имущество поступают в самостоятельное распоряжение учреждения и учитываются на
отдельном балансе.
В соответствии со ст. 299 ГК Право хозяйственного ведения
или право оперативного управления имуществом, в отношении которого
собственником принято решение о закреплении за унитарным предприятием или
учреждением, возникает у этого предприятия или учреждения с момента передачи
имущества, если иное не установлено законом и иными правовыми актами или
решением собственника.
Плоды, продукция и доходы от использования имущества,
находящегося в хозяйственном ведении или оперативном управлении, а также
имущество, приобретенное унитарным предприятием или учреждением по договору или
иным основаниям, поступают в хозяйственное ведение или оперативное управление
предприятия или учреждения в порядке, установленном настоящим Кодексом, другими
законами и иными правовыми актами для приобретения права собственности.
Право хозяйственного ведения и право оперативного управления
имуществом прекращаются по основаниям и в порядке, предусмотренным ГК, другими
законами и иными правовыми актами для прекращения права собственности, а также
в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия или учреждения по
решению собственника.
В соответствии со ст. 300 ГК при переходе права
собственности на государственное или муниципальное предприятие как
имущественный комплекс к другому собственнику государственного или
муниципального имущества такое предприятие сохраняет право хозяйственного
ведения или право оперативного управления на принадлежащее ему имущество.
При переходе права собственности на учреждение к другому
лицу это учреждение сохраняет право оперативного управления на принадлежащее
ему имущество.
Комментариев нет:
Отправить комментарий